Адаптивная физическая культура
АФК делится на несколько направлений, которые могут использоваться комплексно или по отдельности.
<article class="item" style="">Направление | Характеристика | Цель |
Адаптивное образование и физвоспитание | Знакомит детей с ограниченными возможностями с научной базой знаний о двигательной системе и способах развития специальных навыков и телесно-двигательных качеств. | Пробуждает уверенность в себе, учит быть самостоятельным и целеустремленным, побеждать моральные и физические нагрузки. |
Адаптивный спорт | Позволяет воспитать и сформировать у дошкольников с ОВЗ спортивное мастерство. Реализуется через участие в спартакиадах, соревнованиях, спортивных праздниках, параолимпийский и сурдлимпийскй спорт | Освоить мобилизационную и технологическую пользу физкультуры, привлечь ребенка с ограниченными возможностями к занятиям спортом |
Адаптивная физрекреация | Восстановление и отдых после учебы, труда или соревнований посредством оздоровления, полезного досуга, активных развлечений | Профилактика повышенной утомляемости, восстановление жизненных сил, получения положительного морального настроя и психологического комфорта |
Адаптивная двигательная реабилитация | Преследует восстановление физических функций, которые были утрачены из-за травм, операций или заболеваний, но лишь те, которые не относятся к последствиям основного заболевания. | Показать ребенку, как можно использовать закаливание, массаж, физические нагрузки с пользой для организма |
Ключевыми упражнениями для детей с ОВЗ являются те, которые направлены на приобретение важных бытовых навыков — микроориентировки, мелкой моторики рук, движений ног.
Упражнения для точности движений, правильного восприятия пространства |
|
Упражнения на координацию | Темп и направление движений постоянно меняется, движения выполняются с одновременным отведением рук и ног, прыжками и хлопками, при этом важен самоконтроль движений. |
Упражнения на зрительно-двигательную ориентацию | Малыши участвуют в играх, прыгают, метают предметы, сохраняют равновесие и выполняют другие действия, отключив периферическое и центральное зрение. |
Упражнения на формирование стопы и осанки | Ребята выполняют повороты с палкой, стоят у стены, сохраняя правильное положение тела, балансируют с грузами, чтобы выработать мышечный корсет, поддерживать тонус мышц пресса, спины и ног. |
Упражнения для мышечной релаксации | Чтобы снять зрительное напряжение, используется корригирующая гимнастика, физкультминутки, а при внешних признаках утомления — общерелаксационные упражнения. |
Игровые упражнения | Подвижные командные игры, соревнования, спартакиады, спортивные игры, эстафеты, элементы всех видов спорта (теннис, хоккей, баскетбол, футбол, прыжки и бег). Игры помогают развить у детей зрительно-двигательные навыки. |
Адаптивная физкультура для детей с ДЦП
При детском церебральном параличе нарушения моторики формируют специфику физических упражнений
1 | Нормализация мышечного тонуса | Необходимо подавить позотонические реакции, для этого применяют упражнения, которые формируют навык удерживать положение тела и регулировать части тела. Движения выполняются с открытыми и закрытыми глазами, формированию мышечных чувств, нормализации базовых движений. |
2 | Помощь в становлении статокинетических рефлексов | Упражнения на преодоление противодействия и сохранение равновесия, движения на качающейся плоскости, прыжки на батуте. |
3 | Стабилизация положения тела, восстановления мышечных чувств, закрепление навыка самостоятельной ходьбы и стояния | Упражнения на приобретение двигательных навыков: бег, ходьба, лазание, ползание, прыжки, метание. Смотря на себя в зеркало, ребенок видит свои ошибки и принимает правильное положение тела. |
4 | Тренировка опороспособности, равновесия тела, координации элементарных и сложных движений | Малоподвижные игры активизируют все виды активности: речевую, слуховую, зрительную, кинестетическую и двигательную. У малышей формируется зрительно-пространственное восприятие, схема движений и схема тела, тренируется координация и внимание. |
Подвижные игры ориентированы на развитие двигательных навыков, улучшение функций анализаторов. Используются игры с преодолением препятствий, с элементами метания, прыжков, бега и ползания. | ||
Гимнастические упражнения на разные части тела с дозированной нагрузкой, чтобы развить мышечную силу, координацию движений и подвижность в суставах. Проводятся с предметами или без них, с мячами, гимнастическим оборудованием или дополнительным грузом. | ||
Упражнения для расслабления мышц и дыхания, ориентирования в пространстве, удержания прямостоящего положения, равновесия, точности движений. |